По
мнению разработчиков Simon the
Sorcerer 3D, плоские квесты
полностью исчерпали свой рыночный
потенциал. "Мы совсем не против
выпустить третью часть в
"плоском" виде, да боимся, что
ее никто не купит", - честно
признаются сотрудники Adventure Soft на
официальном сайте игры. Весьма
любопытная точка зрения. И с какого
перепуга они, интересно, решили, что
найдутся желающие лицезреть
графику времен почившей в бозе
"вуды"?
Красный плащ,
колпак и кеды
Поначалу сиквел ждали с плохо
скрываемым нетерпением. Публика
горела желанием узнать, как
сценаристы третьей серии
выкрутятся после феерического
финала второй, где юный волшебник
Саймон и его заклятый враг Сордид
"случайно" обменялись телами.
Увы, в силу целого товарного
состава объективных причин дата
выхода съезжала все дальше и дальше
по временной шкале. Пару лет спустя
нетерпение сменилось
саркастическим пессимизмом, а с
приходом миллениума упаднические
настроения докатились и до
наиболее ревностных фанов. Впрочем,
ненадолго прервемся и раскроем
тайну личности протагониста всем,
кто настроился на волну
квестомании совсем недавно.
Типичный английский школьник
Саймон и не помышлял о том, чтобы
стать волшебником, пока не
обнаружил на чердаке своего дома
магическую книгу. Пройдя сквозь
открывшийся портал, наш герой с
удивлением обнаружил, что он: а)
находится не дома; б) вот-вот пойдет
на корм гоблинам, принявшим его за
экзотический деликатес; в) одет в
ярко-красный халат и длинный
остроконечный колпак. Вызывающе
белые кеды трансформации почему-то
не подверглись. Позже Саймону
придется неоднократно доказывать,
что его колдовской прикид - вовсе не
дамское платье, а сам он - не
извращенец (даже после
героического спасения доброго мага
Калипсо и победы над нехорошим
Сордидом!).
Второе путешествие в магический
мир закончилось для Саймона крайне
плачевно. На помощь пришел совет
магов во главе с Калипсо, успевших
отыскать телесную оболочку юного
чародея и вернуть в него душу
аккурат к началу intro-ролика третьей
серии. Теперь у воскрешенного
Саймона осталась всего одна задача:
успеть вернуться домой раньше, чем
выдохнется топливо для волшебного
"межизмеренческого" шкафа.
Естественно, Сордид, обзаведшийся
по случаю модным роботизированным
телом, склонен думать иначе...
Завершив работу над игрой, Adventure
Soft не раз пыталась заставить
Hasbro/Infogrames издать свою нетленку.
Услышав тихое, но решительное
"нет" в n-дцатый раз кряду,
англичане плюнули на бедного "Саймона"
и всецело отдались во власть "Зова
Ктулху", еще одного
квеста-долгостроя (если его не
выпустят в течение ближайших
месяцев, название придется сменить
на "Зов Ктухлый" - даю
вставную челюсть на извлечение).
Выручил нашего героя другой,
гораздо более удачливый колдун с
берегов туманного Альбиона - Гарри
Поттер. Повальная мода на юных
волшебников и привела Adventure Soft на
порог французской Vivendi Universal. В
конце концов, если убогонькая игра
с устаревшей графикой, каковой
является Harry
Potter & The Sorcerer's Stone,
разлетается со скоростью
привокзальной шаурмы, то маститый
брэнд "Simon" просто
обязан привлечь внимание публики.
Мастер-диск вынули из чулана,
бережно вытерли с него пыль и
отправили на тиражирование с такой
скоростью, что сторонние
наблюдатели услышали лишь
сверхзвуковое "ЧПППОК!".
Привести в товарный вид кошмарную
графику, на фоне которой даже Might & Magic 9
выглядит шедевром, надеть намордник
на злобно оскалившийся интерфейс и
придавить тонны кусачих багов все,
разумеется, дружно позабыли.
Верните 2D
Разборки с плохими колдунами -
занятие нешуточное, особенно когда
вас повсюду окружают расплывчатые
текстуры городских домов, острые
углы пасторального ландшафта и
орды немытых спрайтов,
символизирующие деревья. Попытки
художников Adventure Soft подружиться с
трехмерностью вызывают жалость с
оттенком презрения и, скорее всего,
отпугнут основную массу любителей
жанра. Из всех действующих лиц игры
более-менее пристойно выглядит
один Саймон (если, разумеется, эти
слова применимы к
буратинообразному гуманоиду с
чертами лица, намалеванными
хвостиком радиоактивной белки).
Остальные герои напоминают оживших
уродцев г-на Церетели, над которыми
изрядно потрудились две группы
вандалов: первые орудовали
отбойным молотком и кривой
стамеской, вторые - ведрами с
просроченной краской. Местный
водопад являет собой нагромождение
бирюзовых плоскостей, конфеты
странным образом смахивают на
рулоны розовой туалетной бумаги, а
по стольному граду шатается
одна-единственная жительница.
Самое печальное в том, что перед
нами вовсе не намеренная
стилизация в духе Grim Fandango,
а банальный "привет" из
далекой эпохи становления первых
3D-ускорителей. Единственное
светлое впечатление - анимация,
исполненная на довольно сносном
уровне без применения "motion
capture", но и ей не под силу отвлечь
внимание зрителя от жуткой
картинки.
Вскоре после начала игры
становится ясно, что архаичные
методы использованы здесь не
только в отношении графики. Adventure Soft
вместе со всем миром перенесла в 3D и
самые глупые черты "плоских"
квестов. Уважаемой публике,
избалованной логичностью
головоломок The
Longest Journey и Escape from Monkey
Island, придется заново
привыкать к рутине под названием
"тупое комбинирование имеющихся
в инвентаре объектов". Изящные
подсказки и легкие намеки в Simon
3D - штука не менее редкая, чем
самум в Антарктиде. Обычно авторы
ограничиваются постановкой общей
цели, скажем, "Выиграть турнир по
метанию гномов" или "Отыскать
гражданина Свамплинга".
Остальное - уже ваши личные
проблемы. Догадаетесь, как
правильно соорудить
гномометательную установку из
телескопной трубы, динамитной
шашки, линзы, сливочного масла и
собственно гнома - ма-лад-цы, можете
смело наградить себя шоколадкой.
Пресловутая трехмерность лишь
усугубляет ситуацию, заставляя
прочесывать буквально каждый
миллиметр огромных пустынных
локаций, заглядывая во все углы, и
помнить о том, что наш герой умеет
передвигаться на четвереньках.
Если отбросить простенькие
аркадные эпизоды вроде ходьбы по
канату над пропастью или
преодоления зыбучих песков, на ум
сразу приходит вопрос - а что вообще
выиграла игра от перехода в новое
измерение? Стала сложней?
Несомненно. Логичней, красивей,
интересней? Ни в коей мере.
Шутки веселые и
не очень
Подписывая контракт на издание
"Саймона", Vivendi Universal
не учла одного пикантного нюанса:
тексты сценаристов Adventure Soft
непригодны к употреблению лицами,
не достигшими 18 лет. Это вам не
всевозрастной "Гарри Поттер".
Порой тут попадаются ужасающе
сальные шутки - при желании ими
можно смазывать заржавевшие
петлицы дверей.
Нарезая круги по кислотно-зеленым
полям, наш герой встречает
энтомолога, изучающего бабочек.
"У меня есть для тебя работа,
Саймон, - говорит ученый, - но задача
эта не из легких, ибо тебе придется
долго шататься по темным кустам".
Юный чародей долго и нелепо моргает
глазками (черта, которая частенько
будет раздражать вас во время бесед
с NPC), после чего с помощью одинокой
извилины делает вывод - перед ним
отъявленный педофил. И хотя мы
знаем, что речь в действительности
идет о ловле бабочек, Саймон под
словосочетанием "фиолетовый
император" подразумевает…
кхммм... нечто совсем иное. Ха-ха.
Кроме того, не пропустите
занимательные беседы с местным
дебилушкой о пользе инцеста и
квазиэротического поцелуя с
заколдованным принцем!
Честно говоря, с шутками в Simon
3D дело обстоит значительно
хуже, чем в, скажем, Anachronox
или Escape from Monkey Island. Диалоги
звучат натужно и вымученно, а
последствия хулиганских выходок
юного волшебника предсказываются,
как в стандартной голливудской
комедии - на два шага вперед.
Безудержные фонтаны сарказма
времен Discworld
Noir и The Longest Journey
сценаристам Adventure Soft только снятся.
Зато программисты сделали все от
них зависящее, чтобы
"порадовать" несчастных
квестоманов отборнейшими глюками.
"Плавающая" камера постоянно
застревает в стенах и дверях,
вынуждая считывать последний
"сейв", а сам герой постоянно
цепляется за углы. Объекты,
необходимые для успешного
прохождения игры, исчезают безо
всяких на то оснований. 32-битный
цвет уродует текстуры. Кнопки
"залипают" в самые
ответственные моменты. Полигоны
выпадают как кленовые листья
осенью. Инвентарь отказывается
совмещать объекты, если на
видеокарте включен FSAA-режим. Частое
использование "Backspace",
ответственного за
"проматывание" диалогов,
приводит к вылету в Windows. Голоса
персонажей, музыка и звуковые
эффекты внезапно пропадают, а затем
столь же внезапно появляются вновь.
Под руку лезут многочисленные баги,
связанные с отдельными задачками;
некоторые преодолеваются
исключительно посредством
удаления и повторной инсталляции
всей игры. Ряд важных
"хот-спотов" (самый типичный
пример: вышка спасателя на пляже во
второй главе) отсутствует напрочь, -
советуем применять предметы "на
воздух". И, ради всего святого, не
пытайтесь загружать сохраненную
игру, вызывая из главного меню окно
"save/load" с помощью
"пробела"! Уж лучше сразу жмите
"Reset".
Похоже, "Саймону" не
посчастливилось пройти нормальное
бета-тестирование. По ходу действия
главный герой рекламирует Magic:
The Gathering и Monopoly от Hasbro,
- нетрудно подсчитать, когда в
последний раз Adventure Soft вплотную
занималась своим детищем. Почему,
почему за два долгих года никто так
и не удосужился исправить хотя бы
самые назойливые ошибки?
Simon says: "Simon must
die"
Есть ли у нас шанс увидеть
продолжение злоключений "Саймона"?
Сценарий, если верить официальному
сайту проекта, уже написан.
Осталось выяснить, насколько
прибыльными окажутся трехмерные
приключения юного колдуна. Лично
нам почему-то кажется, что
"горячая двадцатка" NPDTechworld в
ближайшем будущем обойдется без Simon
3D. В первую очередь публика
ценит вовсе не количество
измерений, а качество исполнения.
Классические квесты не умерли.
Просто кое-кто разучился их делать.
Автор обзора: Nomad