Нельзя
сказать, что WWII Fighters
пользовались всенародной любовью.
Практически одновременно с ними
появилась European Air War - вот
от нее публика не могла оторваться.
Лично я был исключением; мне всегда
больше нравились именно WWIIF.
Несмотря на все свои недостатки.
Jane's Attack Squadron - дальнейшее
развитие WWIIF. Эти игры
очень похожи, но их, к сожалению,
разделяет почти четыре года, - за
столь солидный промежуток времени
в нашем королевстве произошло
очень много событий. Осенью 2001-го
случилось то, о чем все так долго
говорили: вышел "Ил-2".
Подавляющее большинство
авиасимуляторов на тему Второй
мировой скоропостижно
девальвировалось. В ноль.
Исключением являются, пожалуй,
только чисто онлайновые авиасимы,
вроде Warbirds сотоварищи.
JAS появился уже после
выхода "Ил-2", но это
ему не помогло. Совсем новенькая
игрушка выглядит безнадежно
устаревшей. Кроме того, насколько
можно судить, она и в задумках не
претендовала на звание хита. Не
исключено, что целью разработки
изначально был так называемый
"крепкий середнячок". Ну, может
быть, чуть больше. Увы, в данной
ситуации ничего хорошего из этого
не вышло.
What's the news?
Достаточно свежий момент в JAS
- возможность водить тяжелые
бомбардировщики. Включая B-17G. Но
даже здесь разработчики умудрились
споткнуться. В промежутке между
релизами WWIIF и JAS
мы подружились с еще одной хорошей
игрой - B-17
II The Mighty Eighth, весьма
хардкорным авиасимом от MicroProse. Вещь
сугубо специальная, посвященная
именно "Летающей крепости"
(летабельные истребители туда были
введены явно "до кучи").
Понятно, что здешний B-17 по
детальности моделирования не
годится своему собрату и в
подметки.
Если не считать бомбардировщиков,
то набор машин в JAS
практически стандартен. В
англо-американском лагере -
"Мустанг", "Тандерболт",
"Лайтнинг", два
"Спитфайра". В немецком - Ме-109,
Fw-190 (оба - в нескольких
модификациях) плюс Me-262 (куда без
него). "Ил-2" вновь
наносит удар: даже американцы
отмечали приятное разнообразие,
которое вносит Восточный фронт, а
уж наши-то вообще пребывали в
восторге; поэтому необходимость
прикрывать с воздуха высадку
союзников в Нормандии выглядит
особенно серо и затасканно. Ну
сколько можно?!
Впрочем, этого недостаточно для
обоснованной раздачи пинков
разработчикам. Что там еще?
Это нормально
Если кто помнит, в WWIIF
была очень продвинутая система
обеспечения tactical awareness - и падлок, и
указатели у кромки, и мини-окно, и
маркеры на целях. Одним словом, все
для облегчения поиска целей. В JAS
она получила дальнейшее развитие.
Теперь waypoints обозначаются кольцами,
висящими в воздухе, а при желании
можно даже включить индикатор
упреждения - выбрал цель, и по
экрану заползал крестик, который
для точной стрельбы надо
совместить с прицелом. Как на ИЛС
любого современного истребителя.
Странное впечатление
складывается. С одной стороны, не
нравится - не включай. В конце
концов, в "Ил-2" (и во
многих других играх, считающихся
классикой) тоже было полным-полно
хитрых опций, облегчающих жизнь. Но
с другой стороны… По количеству
костылей и прочих подпорок для
новичков - явный перебор. Заставить
бы их побомбить заводы Гамбурга
километров с семи, да еще в
облачность, и чтобы безо всяких
рамочек и крестиков.
Это, повторюсь, тоже не упрек. В
конце концов, всем надо с чего-то
начинать, а лишние опции по мере
освоения можно и отключить. Но все
же - перебор. Даже с новичками нужно
обходиться пожестче.
Как они летают
В свое время "Ил-2"
(его придется упомянуть еще не раз)
сотворил сенсацию, отзвуки которой
докатились и до людей, никогда не
игравших в авиасимы. Меня частенько
спрашивали: а можно ли без
джойстика? Памятуя об этом, сразу
предупреждаю: в JAS без
джойстика нельзя. А теперь перейдем
к деталям.
Очередная специфическая
особенность игры - в опциях,
посредством специального слайдера,
можно указать "строгость"
машин на углах атаки, близких к
критическим. Влево - легче, вправо -
сложнее. Должен признаться, что
среднее, "достоверное"
положение этого слайдера вызвало
несколько необычное ощущение. Не
буду пересказывать разные летные
ситуации, но иногда мне было не
совсем понятно, - из-за чего же я
срываюсь? Здесь, кстати,
критический угол атаки во многом
зависит от машины. Самый сильный
истребитель - "Спитфайр IX".
Скоростной, с отличной
скороподъемностью… и практически
невосприимчивый к критическим
режимам. На нем можно заложить
такой вираж, что, допустим,
преследующий "Мессер", висящий
в районе хвоста, мгновенно
запрыгнет в прицел. В режиме "quick
mission" один "Спитфайр"
относительно легко разбирается с
тремя "Мессерами" на уровне
сложности "Hard" (уровень
сложности влияет на поражающее
действие оружия и вражеский AI),
тогда как на "Мессере" даже
поединок с одним "Спитфайром"
проходит очень тяжело.
Вообще же тут нет ничего
особенного. Штопор в JAS
выполнен a-la Warbirds - при
достижении критического угла атаки
самолет всегда закручивается в
одном и том же направлении; как
правило, достаточно привести ручку
в нейтральное положение, и он
выходит из этого режима. В процессе
разбега никогда не начинается
разворот в сторону. А вот
реактивный момент от винта есть,
причем он сохраняется и в случае
пилотирования многомоторной
машины.
Глядя в прицел
Стрельба и модель повреждений. В
свое время весьма авторитетные в
нашем деле специалисты хвалили WWIIF
именно за нее. Применительно к JAS
в первую очередь вспоминается
довольно полноценное
существование любой машины с
полутора крыльями. Без
преувеличений. Оторвал я как-то
врагу полкрыла, а он спокойно
продолжил полет, и даже не особо
выпал из боя. Потом полкрыла
оторвали мне. Да, самолет стало
сильно кренить в соответствующую
сторону, но, как оказалось, этот
крен вполне можно парировать и
продолжать работу.
Еще одна история носит несколько
мистический оттенок. На одном
учебном задании, промахнувшись
торпедами по транспорту (здесь есть
и торпедоносец - Ju-88), я от скуки
залез на место стрелка и дал
несколько очередей по собственному
килю. В результате оторвалась вся
хвостовая часть. Мистика здесь
заключается в том, что
впоследствии, при изучении этого
Ju-88 в редакторе самолетов
(сделанном, кстати, просто
превосходно), обнаружился
любопытный нюанс: все плоскости и
фюзеляж рассматриваются в качестве
разных зон, и стрельба по одному
вроде бы никак не может повредить
другое. Странно.
Ну и сами стволы. Стреляют они, как
я понял, строго параллельно.
Удовольствия от этого мало,
особенно если помнить, что у
большинства машин пушки и пулеметы
расположены в крыльях - параллакс
изрядный. Трассы, согласно моим
наблюдениям, идут по прямой.
Столкновения? Что с землей, что с
другими самолетами. Однажды я на
"Мустанге" врезался в дом.
"Мустанг" от него срикошетил и
полетел дальше - правда, горящий и с
заглохшим движком.
Последний удар
Графика. "Ил-2"
развернулся в полной мере, JAS
лежит в глубоком обмороке. Все-таки
странная вещь - изменение
стандартов. Изменение в сторону
повышения. Я никогда не думал, что
меня будут всерьез раздражать
незначительные мелочи: у самолетов
в разбеге не крутятся колеса, при
обзоре в профиль отчетливо видна
угловатость кромки киля
(сэкономили на полигонах), а
пресловутая надпись "NO HAND HOLD"
выглядит слишком расплывчатой.
Много здесь таких шероховатостей.
К весомым же претензиям
непосредственное отношение имеет
посредственная пиротехника - дым,
пламя, трассы, инверсионные следы
отражены намного слабее, чем…
правильно, в нем. Земля совершенно
не смотрится. Да, теперь и в
авиасимуляторах западного
производства следом за "Фланкером"
и "Ил-2" появилась
"плотная застройка" городов.
Но это уже не впечатляет.
Понятно, что о таких вещах, как поверхность
земли и воды, облака и лес,
речь не идет и идти не может. Я
специально использовал курсив,
дабы не приходилось вдаваться в
объяснения относительно того, что
именно здесь имеется в виду.
Вот, собственно, и все. Итог, что бы
вы ни думали, не плачевен. При ином
раскладе внешность JAS
можно было бы даже сдержанно
похвалить. Я, например, за всю свою
практику не встречал сквозных дыр в
фюзеляже. В плоскостях - да, но в
фюзеляже как-то не доводилось. А тут
- пожалуйста. Летит, скажем, B-24 с
проломленным бортом, и через эту
дырку наблюдаются его
"внутренности".
Но у нас уже есть "Ил-2".
Killboard
Честно говоря, не знаю, что делать
с этой игрушкой. Пожалуй,
единственное, в чем она превосходит
"Ил-2", - системные
требования. Тоже плюс, конечно.
Что изменилось в мире с выходом Jane's
Attack Squadron? Скорее всего, ничего.
Поклонники "Ил-2" не
оторвутся от своего занятия ни на
секунду, да и все остальные вряд ли
уделят внимание игре, не имеющей
будущего. Хотя, конечно, найдется
немало ветеранов, которые вздохнут
с ностальгией, услышав знакомое
"Jane's". Кажется, теперь точно - в
последний раз. И я вздохну…
Автор обзора: Андрей 'Hornet' Ламтюгов