В
былые времена, полдня провозившись
с каким-нибудь хитромудрым
японским бачком, наш мастер, Игнат
Семенович Пестриков, утирая своим
рабочим локтем пролетарский пот,
говаривал: "Покудова на земле
протекают ватерклозеты - без работы
мы не останемся. Нормальный
ватерклозет, он что? Протекает
строго по расписанию - два раза в
месяц. Но это нормальный. Ну, а ежели
он, едрипть, протекает по три раза
на дню, то это и не ватерклозет уже,
а просто шлындое[…]на какая-то.
Запомни это, Савва, а лучше
запиши". Вот я и записал.
Унитазные войны
Вообще Игнат Семеныч - большой
житейской мудрости человек, да и
специалист без пяти минут
гениальный, однако о нем и его
теории текучести ватерклозетов мы
поговорим как-нибудь в другое время
и в другом месте (например, пару
абзацев спустя), все-таки у нас
здесь не тут, а вполне себе
тематическое издание о
компьютерных играх. О них,
собственно, и речь. Итак, игры - это
система закономерностей. Система
закономерностей игр - жанр.
Жанровую принадлежность Worms Blast
установить чрезвычайно сложно по
двум элементарным причинам. Первая
называется Bust-A-Move, а
вторая - Worms. Чудовищный
эксперимент по скрещиванию этих
идеологически противоположных
развлечений (первое, напоминаем
нашим непостоянным читателям,
является лихой
"real-time"-головоломкой с
разноцветными пузырями, а второе -
безбашенной походовой тактикой с
элементами аркадного насилия) и
породил на свет такого
страшненького мутанта.
Страшненького, впрочем, только на
первый взгляд. На второй, третий и
даже четвертый взгляды Worms Blast
выглядит весьма милым балаганным
петрушкой, занимающим достойное
место в ряду таких культовых
развлечений, как Fallout Tetris
или Doom 2D.
Возвращаясь к ватерклозетам: при
всей благородности задумки
подобного римейка классической
головоломки в антураже
классической же… хм… стратегаркады,
Игнат Семеныч эту игру бы не
одобрил. И знаете почему? Протекает.
Кошмарно протекает. Изо всех щелей
просто фонтанами льется это
самое, причем без всяких
признаков закономерностей.
Извольте подробности. Гениальность
Bust-A-Move состояла (и состоит)
в его простонародной
незатейливости: падают себе сверху
комбинации разноцветных пузырей на
дно колодца, а два ядовитого цвета
дракончика шпыняют их из какой-то
стационарной гаубицы. Просто, как
перетягивание каната, и
захватывающе, как крестики-нолики.
В Worms Blast же, разработчики,
отринув незамысловатое
деревенское клонирование, вплотную
занялись опытами над системами
прорванной канализации: дно
"колодцев" заполнено водой, по
которой местные "дракончики"
(о них тоже ниже) разъезжают на
катерах и яхтах, а уровень жидкости
неизменно растет, как в... У вас в
квартире когда-нибудь засорялся
унитаз? Серьезно, очень похоже.
Понизить уровень эдаких
фекальных вод (честно-честно, сам
видел - так и шебуршится в них
что-то… фекальное) можно
только при помощи супер-приза,
иногда выпадающего из
хитросплетений спускающихся снизу
пузырьков. А вот повысить - проще
простого. Помните про тело,
пущенное в воду, что выпирает на
свободу массу выпертой воды, тела,
впертого туды? Физика, пятый класс,
закон Архимеда. Случайно
промахнувшись из гаубицы по
пузырям и пустив снаряд на дно, мы
автоматически увеличиваем объем
воды в колодце ровно на массу
злосчастного утопленного
фаустпатрона.
Страшно звучит, однако на
практике все выглядит именно так:
промах - уровень воды поднялся.
Второй промах - и вот голова уже
упирается в наседающие сверху
пузырьки, а там и до геймовера
недалеко. Для тех же умников,
которые в случае заведомой неудачи
внезапно догадаются пускать снаряд
не в воду, а за пределы экрана,
разработчики припасли откровенно
радикальный бонус в виде внезапно
пикирующего с небес трехкамерного
холодильника "Апшерон",
пребольно бьющего прямиком,
простите, по чайнику.
Снятся ли пиратам
электрические хомячки?
Кстати, о чайниках. Дабы
разнообразить пятьдесят пять
скучнейших режимов
"головоломок" и внести
определенное оживление в
"дуэльные" матчи, в роли
вышеупомянутых "дракончиков"
в Worms Blast выступают…
червячки из Worms. Точнее,
уже не совсем червячки, а стильные,
высокополигональные, полностью
трехмерные (только подумайте -
ведь это, по сути, и есть те самые
"черви три-дэ"!) кольчатые
бестии, выполненные в незабываемой
манере "мультяшного 3D" на
манер Sheep,
Dog 'n' Wolf или недавнего Woody
Woodpecker. Получилось необычно,
но, как ни странно, предельно цельно
и очень красиво.
Разумеется, не червями едиными. Не
забыты и другие жители, с
позволения сказать, вселенной Worms.
Множество чудных открытий сулит
изучение мануала. Так, например,
некий грозно матерящийся писклявым
голосом персонаж, поначалу
идентифицируемый не иначе как
"хомячок", на поверку
оказывается знаменитой
супер-овцой. Другой же герой, за
двухпалубный микро-баркас в
качестве плавсредства и грозное
индейское перо в шляпе прозванный
"пиратом", - на самом деле
хорошо замаскированная и не менее
знаменитая тринитротолуоловая
"бабка" из все тех же Worms.
Такие вот издержки трехмерности -
обязательно читайте
"руководства к пользованию" и
не удивляйтесь, если вдруг
выяснится, что в прошлой жизни
кудахчущий "пингвин" был
"почтовым голубем", а
подозрительного вида
"росомаха" - основательно
разжиревшим и отрастившим
полутораметровые когти
"скунсом".
Blast from the past
Впрочем, довольно ритуальных
плясок вокруг нового
"червячного" движка. Worms
Blast - игра во всех смыслах
достойная, но ее губит вторичность.
Вторичность идеи, вторичность
исполнения и даже вторичность
сакрального смысла, кроющегося в
процессе созерцания медленно
планирующих на дно и пускающих
обильные пузыри червей. Не спасает
положение даже какая-то общая
канализационная подоплека всего
действа и немногочисленные
жанровые нововведения вроде
системы дуэльных бонусов и 5000+
уровней страшно занудных одиночных
"головоломок". Есть напор, есть
азарт, есть веселье ... Но никакого,
извините, романьтизьму.
Всего лишь хороший разбег перед
стартом очередного сериала
классических "Червей",
проба новой технологии или
испытание полигонов. В похожих
случаях на экскурсиях по городам
Золотого Кольца гиды под стенами
очередного деревянного Кремля
вежливо предупреждают:
"Художественной ценности не
имеет".
Автор обзора: Савва Закукин