Страсть «двуногих
бесперых» к творчеству неистребима. Одни
упорно ваяют что-нибудь неприличное из
глины, другие круглые сутки травят
окружающих дребезжащими закосами под Нормана
Кука, третьи растрачивают недюжинный
талант на художественное оформление
туалета пивными пробками и порно-плакатами
покемонов. До сих пор помню байку о
зарождении концепции SimCity в перезревшем
уме мистера Райта. Целиком
пересказывать - смысла мало, но суть в том,
что мастерить уровни к чему-то большому и
аркадному оказалось на порядок интереснее,
чем их же потом взрывать. Конечно,
вышеописанное к истине в последней
инстанции имеет весьма косвенное отношение,
но, как подсказывает наука логика (доведшая
до дурдома тысячи невинных студентов), -
прежде чем что-то разрушить, требуется это «что-то»
создать. Не подкопаешься. Каждому свое.
Как все начиналось…
От отвлеченных
псевдофилософских рассуждений перейдем к
суровой конкретике, тем более что
заниматься нынче предстоит не разведением
мелкого и безрогого в условиях
коммунальной кухни, а поистине
высокохудожественным бизнесом. Строить
лучшее в мире поле для гольфа, стало быть. На
первый взгляд, задачка так себе, хилая - в
большинстве родственных продуктов
практически без разницы, на чем именно
зашибать деньгу. Зато если вторым взглядом
уловить сакральное «Sid Meier’s», а третьим
подметить, что данная фамилия здесь (в
отличие от последнего
чуда пластической хирургии) не только
по просьбе маркетингового отдела, но и, так
сказать, для дела… Я был заинтригован.
Воображение рисовало квадратные километры
аккуратной травки, пару магазинчиков,
шикарный ресторан и с десяток симпатичных
коттеджей для залетных звезд и миллионеров
(в мире профессионального гольфа эти
статусы нередко совпадают)...
Впрочем, поначалу безумные
стремления и заочно несбыточные мечты
придется спрятать подальше. На повестке дня
стоит банальное выживание, а дешевое
пижонство еще никому всерьез не помогало.
Игроки со стажем вряд ли покусятся на три-четыре
простенькие лунки, но местные жители не
преминут нанести визит, протестировав поле
и оставив лишнюю наличность в кассе. Дальше
- больше. Расширяемся до девяти лунок,
нанимаем работников, размещаем
тренировочные площадки (не пускать же
тормознутых новичков на общее поле!), а на
наиболее сложных участках устанавливаем
поглощающую отрицательные эманации статую
Будды или кривоватую пагоду. Никакого
постмодернизма - правильный с эстетической
точки зрения дизайн способен примирить
игрока с десятком мячей, безвозвратно
сгинувших в пруду.
Доступные постройки вообще
отличает редкостная функциональность.
Имеется даже автомат для мытья мячей - вот
уж и не подозревал о существовании такой
штуки. Хотя в SimGolf мелочей нет.
Отсутствие скамеек или продавца минералки
отвадят клиентов так же быстро, как и
скучное поле, поросшее живописными
лопухами.
Приятную жизненность в чисто «бумажный»
менеджмент вносит появление нашего «альтер
эго», являющегося полноценным RPG-персонажем.
Не слишком нужная, на первый взгляд, фича
себя полностью оправдала - прикидывать в
уме все эти акры довольно сложно, а
опробовав поле самостоятельно, сразу
отмечаешь его недостатки. К счастью, этим
дело не ограничивается. За каждую победу
или удачный удар персонаж получает
настоящие очки опыта, которые впоследствии
можно потратить на апгрейд вполне
конкретных умений, вроде ловкого обращения
с айроном (клюшка такая, если кто не в курсе)
или способности с первого раза выудить
мячик из ямы с песком. Для меркантильных
личностей предусмотрено материальное
поощрение в виде частенько поступающих
предложений сыграть на кулек карамелек. О
возможной победе в чемпионате и говорить не
приходится. Призовой фонд - штука серьезная.
Look hard, play easy
Как мудро заметил один человек,
для создания хорошего гольф-поля нужны
всего две вещи - фантазия и мощный трактор.
Если со вторым все понятно, то креативные
потуги на поверку оказываются сложнее, чем
принято считать. Ровная геометрически
правильная площадка с аккуратно
подстриженной травкой, разумеется,
порадует учителей математики на пенсии, но
на восторги простых смертных уповать не
стоит. Наличие колдобин, деревьев и грязных
луж игроками лишь приветствуется -
взгляните на подзаголовок, и половина
вопросов отпадет за ненадобностью. После
игры ни у кого не должно возникнуть желание
выяснить отношения с хозяином клуба, однако
и создавать «политкорректное» поле для
физически неполноценных идиотов тоже не
обязательно. Истина, как всегда, кроется в
золотой середине, но если вы считаете, что
добиться идеала под силу любому, немедленно
переквалифицируйтесь в магнаты. Там таких
уважают.
Каждая лунка характеризуется
двумя основными параметрами - imagination и accuracy.
Ничего удивительного. «Воображение»
отвечает за оригинальность оформления, а «меткость»
в процентах сообщает о том, насколько
востребованными окажутся профессиональные
навыки. К примеру, последовательно провести
мяч через пару островков, без сомнения,
занимательно, хотя, согласитесь, для того,
чтобы преодолеть метровую канаву,
невероятных талантов не требуется.
Наклонный грин, окруженный со всех сторон
ловушками, может потребовать от новичка
гораздо больше времени, чем от его
умудренного опытом коллеги. Кстати,
хотелось бы напомнить, что на одну лунку в
среднем должно приходиться три удара. Да и
размещение стартовой площадки неподалеку
от предыдущего грина наверняка станет
разумным шагом - не заставляйте бизнесменов
наматывать лишние километры.
Возможно, кому-то это покажется
странным, но на самом деле SimGolf - не
экономический симулятор, а отлично
продуманный конструктор, ибо выйти на
окупаемость легко, но довести восемнадцать
лунок до кондиции смогут считанные единицы.
Для чуждых коммерции товарищей
предусмотрен специальный режим, наводящий
на полярные мысли о конце света и скорой
победе коммунизма. Никаких денег - все
работы и заведения обходятся в абсолютный
ноль американских рублей, благодаря чему
открывается истинный простор для не
отягощенного капиталовложениями
самовыражения. Занять все места в Top 18 Holes!
Разве менее грандиозная цель в состоянии
компенсировать несколько бессонных ночей?
Батарейки в
комплект не входят
Сложно поверить, но приходящие на
поле игроки - практически живые люди со
своими умениями и, что не совсем обычно,
пристрастиями. Когда один особо въедливый «спортсмен»
обругал посаженную посреди поля клумбу, ваш
корреспондент натурально выпал в осадок,
хотя от виртуальных отпрысков папы Уилла
можно ожидать и не такого. Скажем, если игра
прошла удачно, не исключено, что спевшаяся
парочка решит оформить членство, прикупить
домик неподалеку или вовсе соединиться
законным браком. «The beauty of the male bonding brings tears to
a guy’s eyes, Leo». «Oh, Denton, I’m wearing ladies underwear, too!» -
честное слово, однажды мне пришлось стать
свидетелем именно такого разговора. Даже
переводить страшно… Из прочих посетителей
внимания достойны Богатая Наследница - от
нее можно получить эксклюзивный украшающий
прибамбас, - и Правительственный Чиновник,
ведающий продажей земли и, следовательно,
расширением нашего бизнеса. Маловато будет!
Экономическая модель тоже
страдает рядом «детских болезней»… Что там
скрывать - экономика в игре слабенькая,
навевающая грустные мысли о несовершенстве
материального мира и бродящих неподалеку
стадах круторогих «тайкунов». К тому, что
клиент за раз выпивает лимонада на две
сотни, я придираться не буду, но чемпионат,
продолжающийся год-полтора кряду, разорит
кого угодно - участники за игру не платят, а
вход членам клуба закрыт.
Приходится признать - все это
слишком примитивно. Оборот постоянно
увеличивается, деньги тратить не на что -
где, спрашивается, реальная жизнь?.. Где
рекламные акции и стайки галдящих туристов?
Почему не видно ни одного политикана? Куда
подевались толстозадые президенты
концернов, от исхода игры которых зависят
многомиллионные сделки? Подобных вопросов -
море, потому и заветная медалька останется
в ящике стола.
Зато внешнее исполнение
смотрится неплохо. 2D-изометрия давно
перестала пугать народ нововведениями, но
их, собственно, и не требуется. Работа
художников тянет на твердую четверку,
анимация пристойная, а оформление
интерфейса и нескольких таблиц понятно и
информативно. Чего еще можно требовать от
игры с ТАКИМ названием?
Судьбоносный
консенсус
Впечатления крайне
неоднозначные. Как “economic sim” SimGolf почти
не выделяется из неаппетитной кучи
разнокалиберных «магнатов», а вот в
качестве самоучителя дизайна полей для
гольфа - выше всяких похвал. Не дайте себя
обмануть, все экономические хитрости
заканчиваются на второй день. Да и где вы
видели предпринимателя, которого получение
прибыли волнует едва ли не в последнюю
очередь?.. Нонсенс! А про науку логику я уже,
кажется, вспоминал.
P.S. Что, если замысел игры появился у Райта
и Мейера во время совместной партии в
гольф?.. Черт, какая классная идея пропадает
- сегодня же напишу в PR-отдел Electronic Arts!
Автор обзора: Михаил Хромов ака Xirurg