Джон
Тиллер сотоварищи совершенно
справедливо решил, что нам
решительно надоело жечь во всех
концах света немецкие танки,
воевать за независимость и в
тысячный раз закапывать Наполеона.
Народ, как это нередко бывает в
узких кругах, потребовал что-нибудь
про арабо-израильский конфликт, и
ответ не заставил себя долго ждать.
7:40
История арабо-израильского
противостояния, не считая вековой,
мягко говоря, неприязни, берет свое
начало 14 мая 1948 года, когда Израиль
был провозглашен независимым
государством. Недовольные таким
поворотом событий, вооруженные
контингенты пяти арабских стран -
Египта, Сирии, Ливана, Иордании и
Ирака - заняли часть израильских
территорий, выражая свой протест.
С тех пор Ближний Восток - горячая
точка планеты номер один.
Крупномасштабные побоища там
случались довольно редко, но война
порой идет даже тогда, когда пушки
не стреляют. После 1948 года имели
место еще три вооруженных
столкновения: в 1956 году, в 67-м и 73-м.
Все эти события представляют
немалый интерес для человека, так
или иначе интересующегося военной
техникой, стратегией и тактикой.
Шестидневная война, начавшаяся 5
июля 1967 года, была проведена
Израилем в лучших традициях
устаревшего, как могло показаться,
"блицкрига": полное господство
в воздухе, глубокие прорывы
бронированными танковыми кулаками
без разведки и поддержки пехоты.
Хрестоматийная, с изяществом
исполненная военная операция,
принесшая славу израильской армии.
Но это, так сказать, центральная
часть игры. Помимо шестидневной
войны, представлены еще и события
56-го и 73-го годов.
29 октября 1956 года разгорелся
конфликт за Sinai Peninsula - область,
лежащую в пустыне между Израилем и
Египтом. Здесь, как впоследствии в
1967 году, израильская армия
использовала эффект неожиданности,
что во многом предопределило успех
операции.
С "Войной Судного Дня", как
еще иногда называют столкновение
израильтян и египтян осенью 73-го
года, дело обстоит сложнее; это
далеко не маленькое сражение
началось форсированием 18
Египетской Дивизией Суэцкого
канала рано утром 6 октября 1973 года.
Восьми сценариев явно недостаточно
для такой темы. Хотя, конечно, лучше,
чем ничего.
Steel Beasts
Наибольший интерес в игре
представляет, разумеется,
используемая техника. Не секрет,
что основным поставщиком
вооружения для Израиля являлись (и
являются сейчас) США, а арабские
страны традиционно поддерживались
СССР.
Результаты боевых действий, как
может показаться, далеко не в
пользу отечественной техники, но
события 1973 года и то, что Египет был
подготовлен к войне лучше, говорят
об обратном, - дело, скорее, в уровне
подготовке арабских военных.
Количество и разнообразие
встречающейся здесь техники
говорит само за себя: БМП-1, БМП-2,
БДРМ-2 (а также множество различных
специфических модификаций),
экзотика вроде БТР-60, Т-34 или
"Катюш"; большинство советских
современных на тот момент танков:
Т-54, Т-55, Т-55 (М), Т-62; израильская
сторона может похвастаться
наличием таких машин, как AMX-13, M60,
M60A1, M50, M51, M51 Super Sherman, M48 разных
модификаций... И это далеко не все.
Впечатляет? Еще бы!
Правда, стоит поговорить отдельно
вот о каком нюансе: после
шестидневной войны западные
поставщики военной техники осудили
действия Израиля, и США остались
единственными партнерами
маленького гордого государства на
планете. Это вынудило израильтян
заниматься модернизацией уже
имеющихся машин - обстоятельство,
не нашедшее отражения в Middle
East'67. А ведь
усовершенствования, произведенные
израильскими инженерами, имели
существенное значение. Например,
израильские "Центурионы",
печально знаменитые своей
ненадежной двигательной
установкой (страшно подумать -
бензиновый мотор!), были
модернизированы, получив
американский дизель, новую
гидромеханическую трансмиссию и
12,7мм пулемет. Этой модификации,
получившей название "Шот", в
игре нет. Очень странно. И таких
примеров можно привести множество.
Вообще, слабая сторона
тиллеровских воргеймов -
отсутствие фактической информации
(уважаю, а потом придираюсь; ведь
можно лучше, можно). У нас
исторический воргейм или
покемон-киллер!? Куда-то пропали
такие машины, как М48 "Магач",
ТИ-67 (модернизированный Т-54 с пушкой
L7 и новой двигательной установкой),
ОТ-62 (опять придирка, наверное, но
все-таки)...
Шестидневная
война
Как бы там ни было с
достоверностью, игра с таким
количеством разнообразной техники
- нынче коллекционная редкость.
Летом Talonsoft порадовала поклонников
исторических воргеймов
произведением аналогичной
направленности - Divided Ground:
Middle East Conflict, где были
охвачены все арабо-израильские
конфликты. Лично мне Middle East'67
нравится больше. Визуально проект
Talonsoft, конечно, куда приятнее, но по
сравнению с ME'67 кажется
очень уж попсовым. Это, впрочем,
относится ко всем последним
творениям бывших столпов
воргеймостроения.
Кубики с маркировкой становятся
для HPS традицией, - определенно
положительный факт. Panzer
Campaigns 4, вместе с рядом
улучшений в интерфейсе и многими
другими мелочами, получил-таки,
взамен спрайтовых уродцев,
нормальные wargame-"фишки" (можно,
конечно, наслаждаться и, как их
ласково и не без иронии называют
создатели, трехмерными юнитами). К
черту мишуру, так удобнее - вроде
квадратик, а сколько информации:
количество юнитов, количество AP,
физическая и моральная усталость...
В остальном - изменений никаких.
Хотя, вру - был замечен спецназ.
Такой вот сюрприз - войска особого
назначения в гексональном
воргейме.
Итог (как ни
банально)
То, чего нам сильно не хватало. К
тому же, сегодняшние
ближневосточные события - хороший
повод ознакомиться с историей
этого затянувшегося конфликта.
Когда форма обучения преподносится
людьми со знанием дела, вдвойне
приятно.
Автор обзора: wOrm