Всю свою историю компьютерные игры стремились и стремятся достигнуть все большего графического совершенства. Цветное освещение, максимальное сглаживание, всевозможные отражения, мультиполигональные модели и многоцветные текстуры стали для нас такой же привычной, обыденной вещью, как глюки Windows. Но ведь так было не всегда. Каких-нибудь три года назад создать полностью полигонального юнита в стратегической игре было немыслимо, невыполнимо для компьютеров того времени. Поэтому в те далекие дни разработчики игр старались покорить сердца гэймеров, прежде всего самой Игрой, ее атмосферой, сюжетом, какими-то оригинальными находками в игровом процессе. Именно к такого рода проектам относятся известные всему народу игры Myth: The Fallen Lords и Myth II: Soulblighter. Выглядевшие на уровне своего времени, игрушки не предлагали ничего графически сверхъестественного, но, тем не менее, безумно нравились людям. Всех привлекала удивительная, сказочная атмосфера борьбы добра и зла, тьмы и света. Мифические существа, населявшие мир Myth, быстро стали родными и близкими сердцу каждого. Лично у меня именно с тех пор слово "гном" ассоциируется с невысоким, бородатым старичком, держащим за пазухой бутылочку зажигательной смеси. Но годы проходят, технологии совершенствуются, а фанаты столь удачной игровой серии с нетерпением ждут продолжения. И оно, разумеется, выходит.
Встречайте, гвоздь программы и наш сегодняшний "пациент", игра жанра RTS - Myth III: The Wolf Age! Хотя назвать Myth III: The Wolf Age продолжением в полном смысле этого слова нельзя, третья часть сериала повествует о событиях, происходивших за 1000 лет до событий известных нам по Myth: The Fallen Lords и Myth II: Soulblighter. Спешу успокоить всех фэнов вселенной Myth, ваша любимая игра не только сохранила свой шарм и стиль, но и удивительным образом его преумножила. Дело в том, что сюжет Myth III: The Wolf Age воплощает в жизнь те легенды и сказания, что так будоражили воображение в предыдущих частях игры. Если вы играли в Myth II: Soulblighter, то имена Белор, Соулблайтер, Шивер наверняка вызовут у вас благоговейный трепет. Это имена основных злодеев Myth II: Soulblighter, имена падших лордов. Но ведь еще старина Лукас в своих Звездных Войнах наглядно продемонстрировал, что даже самое черное зло вполне могло быть добром. Да-да, именно так, падшие лорды тьмы в Myth III: The Wolf Age еще не стали падшими, а напротив, остаются белыми и пушистыми. Более того, этими лордами можно будет управлять в некоторых миссиях. Так, со знаменитым Соулблайтером вы рука об руку пройдете сквозь кровавые битвы уже в третей игровой миссии. Но еще большим и еще более приятным сюрпризом станет главный герой Myth III: The Wolf Age, его имя было священным в сказаниях второго и первого Myth. Легендарный Connacht The Wolf, герой-освободитель, предстанет перед вами еще в бытность свою никому не известным варваром, которому предстоит проделать длинный и невероятно трудный путь к славе.
Но от чего же так яростно придется защищать мир Myth? Какая угроза нависла над ним? Сразу спешу заверить, что речь не идет об экологической катастрофе или «ореховом безумии». Миру и спокойствию угрожают порождения тьмы во главе со злобным некромансером по имени Moagim. Как и подобает добропорядочному некроманту, Moagim призвал под свои знамена наименее привлекательных существ потустороннего мира: оживших мертвецов, призраков, каменных гигантов, муркридий, напоминающих помесь собаки с человеком и прочих исчадий преисподней. Силам добра и зла предстоит столкнуться в великой войне, эхо которой еще долго будет звенеть в различных мифах и легендах, а картины кровавых сражений навек запечатлятся во фресках и барельефах.
Именно со стилизованных под фрески изображений начнется собственно Myth III: The Wolf Age. На заднем плане игрового меню изображены воины, сражающиеся с муркридиями, сам Connacht, вооруженный огромным двуручным топором и многочисленные черепа, неотъемлемая часть мира Myth. Торжественная музыка, навевающая дурные предчувствия, дополняет картину. Атмосфера легенд и великой войны ощущается сразу и захватывает надолго.
Но что же мы видим, слышим и чувствуем непосредственно во время игры? Прежде, чем рассказать вам об этом, позвольте немного поразглагольствовать об извечной проблеме в игровой индустрии. Каждый разработчик, выпускающий очередную часть популярной игры, сталкивается с одним немаловажным нюансом, а именно, необходимостью создать продолжение, интересное широкому кругу игроков, а не только фанатам предыдущих частей игры. Насколько справились с этой задачей сотрудники Mumbo Jumbo, спорный вопрос, в котором мы попытаемся разобраться.
Итак, мы в игре... Почему-то стало трудно дышать и очень заболела челюсть... А, понятно, челюсть просто отвисла до самого пола, больно об него ударившись, а дыхание перехватило спазмом восторга... Возрадуйтесь, нас не обманули, Myth III: The Wolf Age действительно мифически красив!
Деревья... Мягко раскачиваясь на ветру, они шелестят пышной кроной, время от времени теряя пожелтевшие листья... Если же в горячке боя какой-нибудь монстрик или ваш рыцарь налетит на дерево, оно слегка прогнется и спружинит. Трава, настоящая трава колышется, приминается сапогами солдат. Сами солдаты... Реалистичные, безумно реалистичные фигурки людей, двигающиеся плавно, как во сне. На каждом щите четко вычерчен герб, отчетливо видна каждая полоска на форме. А стоящие неподалеку маги своим великолепием вообще затмевают все остальное. Представьте себе худощавых старцев, закутанных в красные, испещренные витиеватым узором плащи, с резными посохами в руках и в черных широкополых шляпах... А из-под шляп живым, мерцающим огнем пылают глаза... Время от времени маги поднимают руки ладонями вверх и с них срываются языки ярко-оранжевого пламени, озаряя все вокруг багровым светом, заставляющим причудливо изгибаться тени. Тени во вселенной Myth III: The Wolf Age есть у всех без исключения, причем игра света и тени своей реалистичностью, грамотностью исполнения поражает воображение. Тени не живут отдельной жизнью, они полностью следуют движениям своих хозяев и мгновенно реагируют на изменение освещения. Свет и тьма – вообще удивительно привлекательные стороны игры. Неспешно летящий огненный шар, пущенный в цель магом, оставляет за собой дымный шлейф и разрывает озерца мрака, скопившиеся в низинах. Кстати, в оврагах действительно как бы концентрируется темнота, подчас скрывающая в себе небольшой отряд злобной нечисти. Непростительно было бы упустить из вида водную поверхность - вода постоянно находится в движении, а сквозь ее толщу без труда просматривается каменистое дно. С водой, правда, связан один незначительный недостаток: в ней нет отражения, столь полюбившегося нам со времен Myth II: Soulblighter, а также не видно волн, когда ваши или вражеские солдаты переходят водоем в брод.
Во время жаркой битвы воздух, наряду с огненными шарами магов, прочерчивают стрелы лучников, которые также можно зажечь. Из одной горящей стрелы запросто получится знатный пожар, после которого на земле останется черное пятно. Ну и, наконец, о самом главном. Чем были славны предыдущие части сериала? Верно, кровью. По сути, Myth III: The Wolf Age – это одна большая кровавая баня. Кровь возведена в ранг культа и сопровождает каждое мгновение игры. Представьте себе, на что похоже поле боя. Кругом разбросаны ошметки порубленных в капусту врагов и ваших доблестных воинов, обширные кровавые пятна покрывают траву и землю, повсюду валяются трупы тех счастливчиков, которых миновала злая участь быть разорванными в клочья. Никуда не исчезает и оружие юнитов. Воткнутые в землю стрелы и копья, разбросанные мечи, щиты, топоры и прочие предметы амуниции создают поистине апокалиптическую картину. Вообще-то разработчики обещали нам еще больших красот. Они утверждали, что кровь будет стекать в низины, образовывать лужицы и оставаться на оружии и доспехах солдат. К сожалению, такой прелести мне заметить не удалось, но того, что есть, вполне хватает для поддержания необходимой атмосферы жестокой бойни. Если от представленной панорамы вы еще не впали в транс, напомню, что кроме дневных есть еще и ночные сражения.
Темные пещеры... Ваш отряд пробирается по переходам, освещая свой путь яркими искрами факелов. Засада! Начинается жаркая битва, звенит сталь, кричат бойцы, вы несете потери… Один за другим гаснут факелы, тьма подбирается все ближе и ближе. Последняя вспышка света… Это маг, умирая, окутался огненным облаком и рассыпался пеплом. Все стихло… Именно так выглядел один из боев, сыгранных лично мной, без всяких там художественных преукрашиваний. Как вы можете понять, бой был не самым удачным, мои войска потерпели поражение из-за хаотичного, неорганизованного передвижения.
Залог успеха в сражении – это грамотное построение войск. Благо для этого разработчики вручили нам все карты. Во-первых, в Myth III: The Wolf Age наличествует карта, показывающая, с какой стороны встречать врага и куда лучше сматываться, если сильно запахнет жареным. Во-вторых, в игре доступно десять различных типов построений, среди которых квадрат, полусфера, линия и т. д. И, в-третьих, присутствует возможность разбивать войска на группы, ускорять/замедлять ход игрового времени. Не следует забывать, что важно не только КАК вы расположите войска, но и ГДЕ вы это сделаете. Скажем, если ваши лучники окопаются на холме, то радиус поражения их стрел резко возрастет, с другой стороны, враг, укрепившийся на возвышенности становится в два раза опаснее.
Больше всего холмы любят призраки, оттуда им очень удобно швырять свои копья. Кроме призраков мы столкнемся с уже не раз упомянутыми муркридиями и классическими зомби, с которых кожа слазит клочьями, а по всему телу из-под лохмотьев торчат обнаженные кости. Хорошей поддержкой врагу служат раздутые, белесые толстяки. Эти трусливые твари спешно заковыляют прочь, стоит им только завидеть ваших лучников. Но если этим уродцам удастся подкрасться незаметно, жди беды. Жирные гады без зазрения совести взрываются вблизи ваших отрядов, нанося юнитам гигантские повреждения и если не убивают, то на время парализуют их. Но это еще цветочки. Настоящий благоговейный ужас вызывают гиганты. Ростом превосходящие ваших солдат в три раза, эти закованные в броню горы стальных мышц практически непобедимы. Но если все же удастся прикончить этих монстров, то вы насладитесь прекрасным зрелищем их смерти. Пораженный гигант замирает на месте, роняя молот и, постояв пару секунд, разваливается на несколько крупных, бесформенных глыб. Правда, сам бой немного разочаровал. Несмотря на графическое великолепие, в сражении, на мой взгляд, явно не хватает динамизма. Как-то уж слишком плавно размахивают мечами воины, слишком медленно и размеренно звучат боевые кличи. Нет ощущения жаркой, суматошной бойни, где секундное промедление смерти подобно. Вообще, разработчики, похоже, немного увлеклись созданием атмосферы классического Myth и забыли о том, что игра должна быть максимально интересна сама по себе, вне каких бы то ни было игровых сериалов. Поверьте, я не пытаюсь отправить Myth III: The Wolf Age на «скамейку запасных», игра удалась, очень даже удалась. Но все-таки такой неспешный бой и долгие скитания по карте в поисках очередного противника иногда навевают тоску и вызывают скуку.
Вот к чему действительно не подкопаешься, так это к AI. Враги чертовски сообразительны. Слабые твари пытаются убежать от вас, стреляющие монстры всегда будут держаться подальше от ваших контактных юнитов, зомбики любят устраивать засады в затененных долинах и оврагах, а коварные муркридии способны внезапно выскочить из ближайшего лесочка. К сожалению, ваши ребята не столь интеллектуальны. Например, лучники будут всеми силами удерживать дистанцию с врагом, если им приказать атаковать его. В противном случае они дождутся, пока какой-нибудь зомбик нападет на них и лишь после этого печального события начнут думать о спасении своей шкурки. Маги также не блещут особой сообразительностью, без вашего приказа они даже не подумают швырнуть пару другую fireball'ов.
Не спешите расстраиваться, не все еще потеряно. Легкое тугоумие ваших подчиненных с лихвой компенсируется их специальными способностями. Так, маг, потратив половину маны, может слепить гигантский огненный шар, во много раз по своей мощи превосходящий обычный. Особенность лучников – огненные стрелы, гномы способны минировать окрестности, а стражники Харона (этакие самураи с двумя мечами) – лечить. Как это ни печально, но большинство способностей ограничено в применении. Например, один страж Харона может использовать исцеление (на себя или другого юнита) лишь три раза. Каждый персонаж также отличается здоровьем и скоростью передвижения. Старикан-маг передвигается словно старая черепаха, выпившая пару литров тормозной жидкости, а те же стражи Харона бегают по полю, как ужаленные. В своих странствиях вы, кроме стандартных противников, встретите еще и уникальных персонажей: темных магов, полководцев армий нечисти, предводителей муркридийских орд и т. д. Они играют роль своеобразных боссов.
Весь игровой процесс, как ни странно, поделен на миссии. При этом брифинги между миссиями вызывают острейшие приступы ностальгии по Myth: The Fallen Lords и Myth II: Soulblighter. Все те же нарисованные от руки картинки, тот же хорошо поставленный голос, звучащий так, словно рассказывает великую легенду, а не дает обыденное задание. Миссии большей частью заключаются в уничтожении какого-нибудь злобного монстра, защите важного объекта или территории и т. п. Будет, конечно, и нечто особенное, в духе штурма крепостей, прогулок по каменным лабиринтам темных пещер и т. д. Не обошлось в игре и без заставок. Что характерно, сделаны они на пререндеренной игровой графике, что лишний раз даст вам возможность оценить визуальные возможности Myth III: The Wolf Age.
Хотя игровые фильмы гораздо интереснее обычных запланированных роликов. Игровой фильм – это не что иное, как миссия, пройденная и записанная вами. Просто во время фильма игроку не надо никем управлять, можно просто насладиться красивым зрелищем. Правда сильно обламывает ограниченность камеры. Вокруг своей оси она крутится превосходно, да и с масштабированием все «ок», а вот поменять угол обзора вы, как ни старайтесь, не сможете. Он строго фиксированный и равен где-то 45 градусам (не Цельсия, и даже не Фаренгейта).
Больше, пожалуй, упрекнуть игру не в чем. Как это часто бывает в нашем несовершенном мире – у каждой очень удачной и хорошей вещи всегда найдется пару небольших, незначительных недостатков – в Myth III: The Wolf Age они тоже есть (ищите их описание выше). Если вы целые дни и ночи проводили за компом проходя Myth: The Fallen Lords и Myth II: Soulblighter, то Myth III: The Wolf Age безусловно лишит вас сна на ближайшие дни и недели. Если же первые две части игры вам абсолютно не знакомы, то Myth III: The Wolf Age станет для вас просто очень красивой, детально проработанной и качественной стратегией.