Некоторым игровым проектам изначально везет больше. Когда Fox Interactive впервые собралась перенести две культовые серии боевиков - про кошмарных "Чужих" и хладнокровного охотника "Хищника" - с большого экрана на мониторы компьютеров, надежды были самые радужные. Во-первых, в мире существует огромное количество поклонников этих вселенных, сметающих с прилавков самые разнообразные тематические продукты - начиная от футболок и зубочисток, и заканчивая книгами и комиксами. Во-вторых, на откуп дизайнерам, художникам и сценаристам был предоставлен богатейший материал - из сего бездонного колодца фантастики надо было только зачерпнуть требуемые элементы и затем составить из них единый коллаж.
Впрочем, английская студия Rebellion своего счастья не поняла и слепила из этих "чужих" материалов весьма неоднозначную игру. В Aliens versus Predator одним игрокам не понравилась графика, другие чертыхались на кривую "приставочную" систему сохранения (только в конце уровня), а третьим жизнь испортил несбалансированный мультиплеер и серенький AI. Однако, уже тогда было заметно главное: если за сиквел возьмется грамотный разработчик, который сумеет оживить эту фантастическую вселенную, раскрыть ее действительно неповторимую атмосферу, сохранив при этом стремительность, присущую жанру экшен, да снабдить проект должной графикой - нас ждет настоящий хит. И по велению Fox Interactive огрехи Rebellion принялись исправлять специалисты из Monolith. И, надо признать, была проведена грандиозная работа над ошибками. Пересмотрен взгляд на каждую, буквально каждую составляющую проекта - от дизайна уровней, до баланса мультиплеера. В результате получился стремительный и пугающий шутер Aliens vs Predator 2, способный захватить игроков четырьмя главными аспектами - атмосферой, сюжетом, графикой и геймплеем.
Пациент в шоке.
Безусловно, самой сильной стороной AvP2 является атмосфера. Именно она пронизывает все составляющие экшена, соединяя их в единое целое. Эффекта присутствия игрока "по ту сторону" добиваются только самые профессиональные разработчики, и Monolith можно поздравить - им это удалось. И дело здесь даже не в удачной лицензии и умелых художниках, сумевших адаптировать экранных персонажей и монстров к полигональному миру, налепив на них подобающие текстуры. Отдельное спасибо нам надо сказать дизайнерам уровней - без них добрая половина выделенного адреналина так и осталась бы в надпочечниках до глубокой старости. Несмотря на то, что игра абсолютно линейная и все побочные пути закрыты, знакомого по многим бездарным шутерам ощущения "тараканьих бегов" нет и в помине. В AvP2 всегда сохраняется интрига происходящего, и в то же время игрок не блуждает часами в лабиринте проходов. Более того, линейность здесь является просто необходимым условием - даже трудно себе представить, что могло бы случиться с Чужим, решись разработчики предоставить нам запутанные уровни…
Что касается сюжета Aliens vs Predator 2, то пересказывать его - значит лишить вас огромной части удовольствия. Конечно, до одного из лучших игровых сценариев 2000 года - No One Lives Forever, на этот раз парни из Monolith не дотянули, но в целом остается такое чувство, что посмотрел отличный фантастический триллер. Итак, все, как всегда, упирается в жадность и жажду власти. Некий ученый по имени Эйзенберг очень хочет осчастливить себя, а заодно и человечество, использовав превосходные боевые качества Чужого. Для этого ботаник возвращается на заброшенную планету LV426, где находится подбитый звездолет, в котором хранятся яйца пришельцев. После того, как его команда была благополучна уничтожена, чудом оставшийся в живых ученый не оставляет надежд завершить свою миссию. Он ставит перед собой новую цель - планета LV1201, на которой находится древнее гнездо Чужих. Однако есть небольшая проблема, о которой Эйзенберг даже и не догадывается - дело в том, что этот мир находится в заповеднике Хищников. И время от времени Хищники устраивают большую охоту, истребляя Чужих, а заодно с ними и всех, кто попадется под горячую лапу. Конечно, Эйзенберг разворачивает на LV1201 лабораторный комплекс в самое подходящее время - сезон охоты у Хищника только-только начинается. Как назло, в этот же самый момент из ангара убегает Чужой, которому не нравятся эксперименты злобного доктора. Отдуваться за все эти ошибки придется команде спецназа Морской пехоты…
И если в детстве вам говорили, что подслушивать и подсматривать нехорошо, смело оставьте эти устаревшие предрассудки - в игре это просто необходимо! Примостившись у брошенного контейнера или затаившись в вентиляции, можно узнать много нового о Корпорации, докторе Эйзенберге или колоритном легионе русских наемников "Железные Медведи". Электронная почта ученых в лабораториях и щедро разбросанные по полу портативные компьютеры послужат ценным источником информации - только из внутренних переговоров можно понять, отчего генерал Рыков сидит "на игле". Сюжет отнюдь не примитивен (хотя Хищник может со мной не согласиться), кроме того, лично я бы отметил остроумное пересечение персонажей и событий по ходу игры и в видеовставках. Действительно, мы рассматриваем все происходящее с трех сторон - и это помогает понять, что мир не черно-белый, и люди сами зачастую виноваты в трагических последствиях своей неуемной деятельности. Однако, кроме рефлексии на банальные философские темы, введение трех историй позволило получить три абсолютно разных геймплея. Три разных настроения. Три игры в одной.
А вот с внешним видом AvP2 все обстоит не так однозначно. Остановки сердца от графических прелестей движка игры - Lithtech 2.5 (Talon System), у вас точно не случится. Несмотря на то, что при самой высокой детализации, с 32-битными текстурами и всеми включенными эффектами картинка довольно приятная, в целом технология не дотягивает до конкурентов в жанре - Max Payne или Return to Castle Wolfenstein. Впрочем, относиться к этому нужно без смущения, ведь с основными обязанностями - запугать игрока до судорог - система отлично справляется. В то же время, просчеты инженеров Monolith видны в другом. Дело в том, что игра очень требовательна к конфигурации системы, и на слабых компьютерах будет попросту тормозить, даже если вы будете бесконечно понижать детализацию. Приемлемо играть можно только начиная с GeForce, ибо уже три одновременно атакующих супостата вынесут приговор вашей TNT2 Ultra. Печально, но как показала практика, владельцам дешевых GeForce2MX тоже расслабляться не стоит - как только начинается серьезное кровавое побоище, даже на минимальном разрешении невидимый режиссер включает добротное slo-mo, которое здесь не уместно.
И если передать запах пороха и разлагающихся ксеноморфов было не под силу - ну не приспособлены еще компьютеры для этого, то вот со звуковым сопровождением девелоперы не подкачали. Большинство эффектов к тому же аутентичны - они взяты прямиком из библиотеки сэмплов для кинокартины. Волосы на затылке встают дыбом, когда из задних сателлитов-колонок доносится постукивание лапок по полу, и гадливое шипение напоминает тебе о том, что спохватился слишком поздно. Эффекты только способствуют нагнетанию мощнейшей энергетики игры, и заставляют тебя принять самое активное участие в происходящем. И (внимание!) редчайшая вещь - музыкальные композиции, хотя и являются, казалось бы, абсолютно ненужными аксессуарами (происходящее на экране целиком и полностью займет ваше внимание), выполнены в блестящей манере. Взять хотя бы смену темпа и темы при появлении опасности - прием, который совсем недавно продемонстрировали разработчики Serious Sam. Одним словом, музыка в AvP2 только дополняет великолепно воссозданную атмосферу кинофильмов про Чужих и Хищника.
3 игры в одной
Работа у нас такая…
Морской пехотинец - существо подневольное. Поэтому смиритесь с тем, что вам все время придется выполнять чьи-то приказы, открывать двери и запускать генераторы под натиском Чужих, пока остальные отсиживаются в бронемашине. В своей работе мы можем полагаться лишь на верный сканер движения, да внушительный арсенал. Во второй части из дополнительного оборудования появилось устройство, с помощью которого можно взламывать электронные системы, а также газовая горелка. Последняя поможет открыть некоторые двери и вентиляционные шахты, да изредка осветить темный коридор. Однако для освещения лучше всего использовать лампу, находящуюся у морпеха на плече - она расходует батарею в щадящем режиме. А в особо темных комнатах не грех включить ночное видение, сжирающее аккумуляторы словно Чужой потроха. Играть за морского пехотинца привычнее всего, ведь с его точки зрения, AvP2 - это обыкновенный шутер с поправкой на дикое чувство ужаса. Что касается оружия, то кроме ножа (который очень разочаровал) и традиционного набора из трех блюд для врага - пистолета, шотгана и штурмовой винтовки, мы сумеем воспользоваться гранатометом, смартганом (пулемет с автоматическим наведением), шестиствольным монстром из первой части "Хищника", ракетной установкой и огнеметом. К тому же, почти все виды оружия имеют режим альтернативной стрельбы - это бронебойные патроны (пистолет, шотган), самонаводящиеся ракеты, а гранатомет вообще снабжен аж четырьмя видами боеприпасов! Поразительно, но самым ходовым средством уничтожения останется штурмовая витовка, остальное оружие появляется эпизодически - это небольшой минус, связанный, скорее всего, с поспешным выпуском игры на прилавки. Забавным дополнением можно считать боевой костюм Exosuit из киноэпопеи, в который Харрисон пересядет в самом конце игры, когда будет пробиваться по старым туннелям к своей команде.
Жизнь насекомых.
Чужой, как прекрасная бабочка, пройдет несколько стадий развития. Свою карьеру мы начнем банальным facehugger-ом, чья основная задача - найти себе достойную жертву. Играть за Чужих советую только людям с крепким вестибулярным аппаратом, прошедшим предварительную подготовку на циклотроне, ибо акробатические трюки, вроде стремительного пробега по потолку с дальнейшим запрыгиванием на спину жертвы могут вывести вас из равновесия. Пир духа - смотреть, как личинка прогрызает себе путь на волю, разрывая грудную клетку. Несомненно, эта сцена - одна из самых удачных находок кровожадных разработчиков. Впрочем, свобода - это еще полдела. Следующий этап - превращение в нормального дрона, и пройдет он в мучительных поисках добычи. Чуть замешкался - и злобные охранники Корпорации с дикими криками и улюлюканьем настигнут беднягу и превратят в фарш. Геймплей в этой главе весьма похож на убойный Thief, с той лишь разницей, что уползать нам придется от сканеров движения. Зато, став полноценным дроном, вы получите порцию невероятного веселья - несмотря на нехитрый арсенал (когти и хвост), тактические возможности дрона почти не имеют пределов именно из-за умения перемещаться по потолку и стенам. А в сочетании с огромной физической силой перед нами появляется чуть ли не самый сильный персонаж в игре! По моим наблюдениям, играть за Чужого было проще всего - лишь только стационарные туррели могли доставить видимое беспокойство этой ловкой и сильной твари.
Я не с ними.
Вальяжный Хищник постоянно напоминает, что приехал на LV1201 в качестве хозяина-мясника: его арсенал содержит все инструменты для загона скота с последующей разделкой жертвы. Ведь как-никак, а черепушки мы увозим в качестве сувениров для внуков. К традиционным когтям прибавилось копье, появилась забавная штуковина, плюющаяся сетью. Кроме того, мы можем воспользоваться ружьем-гарпуном, что делает его почти снайперским, учитывая способность четырехкратного увеличения маски. Острый диск, впервые показанный в фильме "Хищник 2", и наплечная плазменная установка могут автоматически наводиться на цель. Самонаведение осуществляется только в определенном зрительном режиме, коих у Хищника насчитывается четыре: обычное зрение, поиск людей по инфракрасному излучению, электромагнитное сканирования для обнаружения Чужих и отдельный частотный диапазон для собратьев. В некоторых ситуациях (особенно при атаках превосходящего по численности врага) поможет дистанционная взрывчатка, ввинчивающаяся в поверхность. Возможность скакать аки обезьяна по деревьям очень пригодится в первой части игры - разработчики предоставили нам прекрасную возможность полюбоваться открытыми пространствами, коими так хвалился главный дизайнер Уильям Вествотер. Особенно эффективна тактика "прыгнул за спину - убил" в сочетании с уникальной стелс-технологией Хищника, которая, к сожалению, не работает в воде. Идеальная машина для убийства может неограниченно пополнять свое здоровье и энергию, так что убить Хищника практически невозможно.
Вместе мы - банда.
Согласитесь, довольно трудно представить себе, что Хищник, Чужой и человек, будучи запертыми в ограниченном пространстве, организуют кружок по вышиванию крестиком. Мультиплееру в AvP2 уделено особое внимание - на выбор предлагается аж шесть модификаций, множество интересных карт (взять хотя бы dm_auriga), плюс внутрирасовая спецификация по классам. Например, морская пехота имеет в своем составе специалиста-штурмовика, снайпера и подрывника, не обделены также представители Корпорации, Хищники и Чужие. Можно будет даже посмотреть, каким видит мир жуткий Преторианец! Не менее интересен и подбор многопользовательских режимов: кроме стандартных Deathmatch и Team Deathmatch, в набор входят Hunt (один становится охотником, остальные пытаются не стать добычей), Survivor (побеждает последний оставшийся в живых), Overrun (одна раса атакует, другая защищается) и Evac (одна команда пытается достигнуть определенной точки, другая - вырезать ее). О таких приятных мелочах вроде уничтожаемой амуниции я уже и не говорю. Все это вносит приятное разнообразие в сетевую игру. Тем более, что вокруг AvP2 собралось довольно большое сообщество фанатов, и уже появляются самодельные скины. Вскоре подтянутся и строители модов - ведь совсем недавно Monolith пообещала предоставить игрокам исходники игры. Тогда же начнут появляться и самодельные уровни, которые очень просто интегрировать в AvP2.
Хищник, а вас я попрошу остаться...
По существу, у игры нет крупных минусов, и, как ни странно, явных багов-паразитов на ее теле тоже не удалось обнаружить. Однако некоторые недостатки все же присутствуют. К сожалению, обычное для всех шутеров явление - непроходимая тупость AI, которую пытаются компенсировать повышенной меткостью ботов, большим количеством противников и солидными повреждениями, есть и в Aliens vs Predator 2. Прохождение кампании значительно упрощается после того, как вы узнаете маленькие слабости компьютерных оппонентов. Например, зачем-то всех людей обучили тактике Матросова - едва завидев наш большой хвост и злобную пасть, они бесстрашно бросаются вперед. В результате Чужой просто и тупо сжирает всю горланящую компашку, воспользовавшись упреждающим прыжком из-за угла. Не менее позорно ведут себя и сами Чужие, казалось бы, такие интеллигентные создания. Если на вас гуськом бежит пять особей, то каждая последующая будет прыгать ровно в точку приземления предыдущей. Зажимаем прищепкой левую кнопку мыши, а сами уходим по своим делам. Как только крики и вопли умирающих затихнут - можно идти обратно, бой закончен. На совести разработчиков LithTech также останется непомерно долгая подгрузка уровней и, что гораздо хуже, сохраненных игр.
Финальный укус.
Итак, перед нами типичнейший представитель класса хитовых, почти безупречная игра. В AvP2 не надо ковыряться, выискивая изюминки - этот шутер представляет собой одну большую изюмину. И самое главное, разработчикам удалось наделить свое детище совершенно чумовой атмосферой, пленяющей с первого взгляда. А посему - почет и уважение Monolith, в очередной раз доказавшей свою состоятельность как одного из самых профессиональных разработчиков. Игра, несомненно, заслуживает своеобразный игровой "Оскар". Более того, Aliens versus Predator 2 вполне претендует на то, чтобы стать победителем в номинации "Шутер года". Думаю, что ей вполне по плечу побороться здесь с прилизанной эстетикой Max Payne и мрачноватой эксгумацией Wolf 3D - Return to Castle Wolfenstein…