Их изнуряют тяжёлым трудом с утра до вечера. Красное марево раздражает глаза, а рыжая пыль забивает воздуховоды и стекло скафандра. С НИМИ обращаются, как с рабами. Многочисленная охрана даже не считает ИХ за людей. Но ОНИ - марсианские шахтёры и ИМ надоело покорно терпеть! Создав Красную Фракцию (Red Faction), они подняли головы и взялись за оружие! Так началась эта кровавая бойня... Вам предстоит пройти ад красной планеты в качестве рядового шахтера по фамилии Паркер, но выживание далеко не первостепенная задача, т. к. ответственность за судьбу всей Красной Фракции на ваших плечах...
Вечер... Конец рабочего дня… Вы как обычно находитесь в марсианских шахтах, покрытых красной пылью... Всех рабочих просят вернуться в свои грязные и тесные бараки, и тут вы видите, как один из шахтеров набрасывается на охранника. Начинается стрельба, паника, и вам ничего не остается, кроме как взять пистолет и встать на тропу войны. Так все начиналось...
Сюжетная канва закручивается вокруг злобной корпорации Ultor, нещадно эксплуатирующей шахтеров, но затем открываются новые подробности, кардинально меняющие все наши представления о природе конфликта. Оказывается, что корпорация проводит эксперименты над людьми, и уже сотни шахтеров умерли от загадочной, страшной чумы. После пыльных шахт судьба и воля разработчиков забрасывают нас в офисный комплекс зажравшихся чиновников корпорации Ultor'а, где нам необходимо найти одного из руководителей кампании, взять его в заложники и отвести к предводителю восстания, грозной и боевой дамочке по имени Эос. Как видите, задания в игре достаточно оригинальны. Мы будем совершать диверсионные акты, направленные на уничтожение промышленных объектов, получим порцию адреналина при stealth-действиях, когда необходимо оставаться незамеченным и даже поработаем сапером. Нельзя не отметить миссию, где вам придется заниматься эвакуацией космической станции. Когда до взрыва остается 45 секунд, и вы молнией несетесь по пустым коридорам, в которых гулко отдается эхо шагов, а в висках стучит кровь, тогда абсолютно забываешь, что Red Faction всего лишь игра. Помимо этого нам предстоит прошествовать сквозь полные мерзких тварей пещеры, посетить жуткие лаборатории Ultor'а и весело провести время в марсианской тюрьме.
Безусловно, доблестный Паркер давно бы сложил свою буйную голову, если бы не его верный друг и соратник, инженер связи Hendriks. Именно он постоянно снабжает нас информацией с передовой, и дает дельные советы на нелегком пути к свободе. Кстати, как же он выглядит, этот путь? Для начала предлагаю взглянуть на историю болезни нашего пациента. Итак, уважаемые господа из Volition нас клятвенно заверяли, что игровой движок Red Faction перевернет мир 3D-action'ов, т. е. ни много, ни мало, нам пророчили очередную революцию, заключавшуюся в возможности свободно изменять архитектуру уровней. Говоря по-простому, мы могли бы крушить к такой-то матери все стены, используя большую-пребольшую ракетницу. Что ж, господа, поздравляю, открывайте шампанское, режьте ананасы и вскрывайте консервированную кильку - РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРШИЛАСЬ!!! Уникальный движок Geo-MOD наконец-то ответил на вопрос: "На черта искать ключ, если есть граната?" С бесконечной беготнёй в поисках очередной карты доступа покончено. А попробуйте представить себе, как выглядят сражения в этой игре...
Пещера... Идёт жаркий бой... Все стреляют, всюду свистят пули и слышатся взрывы... Вы достаёте гранатомёт и... беглым огнем изничтожаете всех негодяев! А теперь взгляните, что осталось на месте бойни... Нет, не черные расплывчатые следы от взрывов, а дыры, гигантские выбоины, которые останутся на этом месте навсегда, вне зависимости от ваших последующих действий... Картина, воистину достойная художника-баталиста.
Соответственно, ничто не мешает просто-напросто взорвать стену рядом с дверью, а не искать какой-то там ключ! Хотя, справедливости ради, отмечу, что ЛЮБУЮ стену вы все же не сокрушите. И не надо строить кислые рожи, т. к. здесь всё логично и естественно. Бронированные стены подземного бункера или внешнюю обшивку военной космической станции просто физически не возьмет ни одна граната, согласитесь, это справедливо. В тоже время толстый слой железобетона вполне поддается деформации, правда, гораздо сложнее, нежели рыхлый грунт пещеры. Удивительно и невероятно, что при таком уровне интерактивности игра богата на всевозможные спецэффекты. Клубы дыма, столбы пыли, осколки, вылетающие из эпицентра взрыва. Представьте себе, этими осколками даже может ранить. А звуки… Ах эти звуки...
Услышим ли мы когда-нибудь еще нечто подобное? Грохот взрывов, шорох осыпающейся рыхлой породы, эхо шагов и резкий визг пули, прошедшей над самым ухом, мелодичный звон бьющегося стекла… Стекло – вообще отдельная сага. Его деформация возведена в ранг совершенства. Сначала остаются аккуратные дырки, а затем стекло разлетается мириадой осколков, причем его разрушение начинается не отовсюду, а именно от места попадания. Представьте себе коридор, разделенный стеклянной перегородкой. Вы – с одной стороны, враг – с другой. Вы бежите, а негодяй преследует вас, зажав спусковой курок своего автомата. Его пули прошивают стекло, врезаясь в стену в миллиметре от вас, и перегородка разбивается на сотни мелких осколков, оглашая музыкальным звоном окрестности.
Разработчики прекрасно осознали красоту этого эффекта и приложили к игре специальный мини-уровень под названием «Стеклянный Дом», где игроку представится возможность с помощью автомата и гранатомета в вдребезги расколошматить настоящий дом из стекла. Поверьте, один лишь этот уровень уже стоит того, чтобы потратить деньги на игру, не говоря уж обо всем остальном.
А теперь - сюрприз, т. к. возможность дырявить окружение - лишь первый этап революции, перейдем ко второму. Еще ни в одной игре этого жанра не было возможности полноценно использовать разнообразный транспорт. Лишь в немногих представителях action'а мы могли покататься на машинах и мотоциклах. Здесь же вы будете не только ездить, но и плавать и даже ЛЕТАТЬ!!! При этом управлении в игре ничуть не перегружено, а наоборот – полностью интуитивно. Радует также, что бег на своих двоих и, скажем, подводная прогулка на батискафе явно отличаются. Чувствуется различие физических моделей. Вот полный список транспортных средств: батискаф для подводного плавания, бурильная машина, армейский джип, броневик местного спецназа и, наконец, гвоздь программы - Fighter, летательный аппарат для действия на предельно низких высотах. Еще добрые разработчики дали нам возможность ощутить себя потомственными артиллеристами, управляя различными пушками и турелями. Хотя и здесь свобода не безгранична, ездить и летать мы будем лишь в пещерах и коридорах, но уверяю вас, это ничуть не менее увлекательно, чем резня на открытом пространстве. Взять хотя бы атаку на Fighter'е укреплённой заставы противника в ГИГАНТСКОЙ пещере. Когда где-то далеко у земли бегают и копошатся солдатики, а ваши ракеты разносят в клочья и дырявят (Geo-MOD, не забывайте) их укрепления, так и хочется всплакнуть от радости... А насколько потом интересно побегать по этому изуродованному укреп. району достреливая оставшегося противника, просто не передать словами!
Кстати, о беге. Анимация в Red Faction выше всяких похвал, и если стандартные движения выглядят просто отлично, то анимация лица, а именно зрачков глаз, мгновенно повергает в шок своим совершенством. Также обалденно сделано динамичное цветное освещение и детальная прорисовка текстур. Единственным серьезным недостатком является лишь отсутствие нормальных теней от персонажей. Вместо человеческого силуэта тень представляет собой приевшийся кружочек под ногами.
Сейчас, наверное, владельцы хиленьких Celeron'ов скептически спросят: "Ну и что нужно для всего этого великолепия?" Господа, я предлагаю вам от радости начинать рвать волосы во всех местах. Для игры с разрешением 640х480х32, со всеми включенными спецэффектами, а также максимальной детализацией и скоростью 40-60 fps (frame per second) достаточно иметь в наличии всего лишь Celeron 366; RivaTNT 2 с 32 Mb; 128 Mb Ram. Сам проверял, все работает достаточно быстро. На мой взгляд, о такой игре в наше время можно только мечтать!
Ну и на закуску, так сказать, на десерт, поговорим об оружии, в котором тоже прослеживаются черты пресловутой революции. Хотя набор, вроде, стандартный: электрошокер, огнемет, пистолет, снайперская винтовка, «точная винтовка» (этакий гибрид M16 и снайперки), автомат, пулемет, два гранатомета (снабженные инфракрасными сканерами, позволяющими видеть врагов через стены), гранаты и даже RailGun, в народе больше известный как Рельс. Вот о нем немного подробнее стоит рассказать. Общеизвестно, что основным достоинством этого оружия является убойная мощь и способность пробивать насквозь тушки противников. Но ребята из Volition (честь им и хвала и лавровый венок на голову) пошли гораздо дальше! "Если он такой мощный, значит ему и стена нипочем" - сказали они себе. В общем, когда сквозь стену комнатки ко мне ворвался синий луч, оставив на стене аккуратную дырку, я решил, что это злобный баг, но когда такое повторилось второй раз, а на третий меня этим лучом прошило насквозь и я упал мертвый на холодный пол, то стало очевидно, что ни о каких багах речь не идет. Каждый ствол имеет два варианта применения. Если в отношении автоматического оружия речь идет о стандартном изменении скорострельности и типа боеприпасов, то граната блеснула оригинальностью. Она либо действует как обычная «лимонка», либо выплевывает рой острых шипов, разлетающихся в разные стороны. Не дай бог, попасть под такую волну шипов, живым вряд ли останешься. У противников, кстати, арсенал тот же, что и у старины Паркера, некоторые из них даже таскают по несколько стволов сразу. Так, ближе к середине игры встречаются отпетые супостаты, вооруженные гранатометами и метательными гранатами, а в случае истощения боезапаса гранат и снарядов, резво извлекающие из широких штанин автоматы.
Вообще, недостатком разновидностей негодяев Red Faction не страдает, это факт. Сначала нам противостоят рядовые охранники и простенькие охранные системы, затем Ultor выпускает свой резерв – полк наемников, цель которых глобальная зачистка, уничтожение не только шахтеров, но и особо информированных сотрудников корпорации. Недопустимо забывать и о роботах-переростках, обладающих беспрецедентной огневой мощью. В пещерах же мы встретим различных зверюшек дикой и неприличной наружности, а в лабораториях несчастных шахтеров, изуродованных чумой, превратившей их в зомби.
Интеллект у всей этой братии очень даже неплох. Более того, я не побоюсь взять на себя смелость и ответственность, заявив, что такого не было со времен знаменитого Unreal'а. Враги бешено strafe'ятся, кувыркаются, забегают за углы и прячутся в комнатках и почти никогда не лезут под пули напролом. Однажды я ранил такого вот интеллектуала, так он, хромая, забежал за угол и зашел ко мне сзади! За такие навороты ребятам из Volition земной поклон. Увы, но Red Faction не без багов, во всяком случае несколько таковых было замечено. Об одном из них я уже писал выше, а другой заключается в том, что после загрузки сохранной игры все стекла оказываются снова целыми и невредимыми. Парадокс, однако... Несмотря на все заверения разработчиков о полностью разрушаемом мире Red Faction на проверку это оказалось далеко не так. Например, в игре есть ряд светильников, которые не разбивается, даже если ним выпустить всю обойму...
Вот и пришло время ставить окончательный диагноз. Он неоспорим и очевиден: Red Faction - это однозначный хит, гениальнейший шедевр и эпохальная игра для всех и каждого. Данный клинический случай займет достойное место в истории среди таких имен как Unreal, Half-Life, Max Payne и иже с ними. Не знаю как у вас, господа, но моё сердце однозначно у ног грозного марсианского шахтера в запыленном красном скафандре.