Без сомнения, шутер от первого лица Red Faction до недавнего времени был одним из самых ожидаемых проектов 2001 года. И виной тому - новейшая технология Geo-Mod, заявленная разработчиками из компании Volition как один из самых главных козырей. Шутка ли - создатели игры обещали дать нам возможность разрушать буквально все на уровнях Red Faction, начиная с уже привычных элементов окружения вроде столов, стульев, ящиков и прочего, и заканчивая… самой геометрией уровней! Нет ключа от двери? Взорви ее, и дело с концом! Лень бежать километр по тоннелю? "Проруби" сквозь горную породу проход, и удиви врага появлением в самом тылу. Технология Geo-Mod обещала привнести совершенно невероятные и увлекательные возможности в уже устоявшийся игровой процесс шутеров от первого лица, особенно в многопользовательской игре, где изменяемая геометрия уровней вообще предполагала появление новых тактических ходов. А если объединить Geo-Mod с полноценным одиночным режимом и захватывающим научно-фантастическим сюжетом… Стоит ли говорить, что поклонники шутеров от первого лица заранее записали Red Faction в "революционную игру, раздвигающую границы жанра" (цитата с одного из фанатских сайтов)?
Однако после выхода этой весной версии Red Faction для приставки Playstation 2 восторги фанатов резко поутихли - тотальная изменяемая геометрия превратилась в избирательную, то есть оказалось, что разрушать можно только то, что нам позволят дизайнеры уровней. В только что вышедшей PC-версии также нет "полной свободы разрушения". То есть, как водится, нас цинично обманули. Никакой динамической геометрии нет и в помине, вместо нее - возможность разрушать лишь некоторые стены. Характерно, что все двери также "бессмертны", так что в одиночном режиме Geo-Mod нам не товарищ. И Red Faction из почти революционной игры превращается в достаточно традиционный 3D-шутер от первого лица с в меру банальным научно-фантастическим сюжетом. Наш герой, шахтер по имени Паркер, заключает контракт с корпорацией "Алтор" и отправляется на Марс, долбить тамошние месторождения. Однако выясняется, что "Алтор" фактически издевается над рабочими, заставляя их работать на износ и пресекая все недовольства с помощью хорошо вооруженных и многочисленных секьюрити, которые подчиняются непосредственно руководству компании. Да к тому же на рабочих обрушивается Чума - загадочная болезнь, которая становится причиной смерти многих и многих шахтеров. Естественно, среди возмущенных рабочих возникает мятежная группировка "Red Faction", которую возглавляет зараженная Чумой женщина по имени Иос. Цель "Red Faction" - разобраться, что же на самом деле происходит на Марсе, и покончить с диктатурой "Алтора". И как раз в тот момент, когда начинается полномасштабное восстание, управление главным героем переходит в наши руки.
Сразу же по прохождении нескольких уровней становится очевидным, откуда растут ноги игрового процесса Red Faction - незабываемый Half-Life. Несмотря на то, что RF по сравнению с "Полураспадом" вторична, ассоциации с "отцом интеллектуальных 3D-шутеров" неизбежны. Смысл всей игры тот же - стрельба, скриптовые сцены на движке (правда, в Red Faction они зачастую сменяются разговорами по рации), опять стрельба, и далее по кругу, да и система уровней построена также. Причем, самое что интересное - несмотря на то, что в процессе прохождения вам несколько раз придется воспользоваться ракетометом или взрывчаткой и пробить себе дорогу сквозь стены или скалы, в основном широко разрекламированная технология Geo-Mod не оказывает на геймплей никакого влияния. Так, всего лишь приятный бонус, про который забываешь через двадцать минут после начала. Зато про сюжет тебе забыть не дают - по всей игре Паркера "ведут" два персонажа: пресловутая Иос, командным голосом отдающая указания типа "иди туда" или "узнай это", и сотрудник "Алтора" Хендрикс, у которого, как он сам говорит, "есть свои причины помогать Red Faction". Здесь проявляется первое достоинство игры - проработанность персонажей. Иос, Хендрикс, злобный ученый Капек - в их существовании не сомневаешься, ибо они - живые. Иос именно такая, какой ее можно себе представить - руководитель мятежников, озлобленная своей болезнью и воспринимающая Паркера как "просто шахтера, который еще жив", безо всякой патетики типа "ты наша единственная надежда". Хендрикс - самый настоящий предатель, независимо от того, кого он предает: вкрадчивый, тихий голос с заискивающими нотками, ничем не примечательная внешность… Также, очень приятной чертой Red Faction является отсутствие раболепия перед игроком. Ведь Паркер - шахтер, так? А что, рассуждают создатели игры, разве можно ожидать продвинутого интеллекта от шахтера? Так что Паркер - туповатый, агрессивный мачо, так и норовящий нарушить все приказы Иос и пристрелить всех персонажей, что встречаются на его пути. Никаких поблажек игроку: назвался шахтером - полезай в его шкуру. Даже в двух stealth-миссиях, где вам необходимо прокрасться мимо всех охранников в научном комплексе "Алтор", агрессивность Паркера проявляется на все сто - он умудряется поссориться даже с исключительно важным сотрудником корпорации, которого нужно провести к Иос.
Следующее достоинство игры - оружие. Всего в Red Faction - 15 видов оружия, но среди них нет ни одного безусловно нового. Все это мы уже не раз видели в аналогичных играх. Так в чем же здесь достоинство? В том, что все оружие Red Faction выполнено с вниманием к мельчайшим деталям. К примеру, отлично смоделированная штурмовая винтовка, как и положено, может работать либо в полуавтоматическом, либо в полностью автоматическом режиме. В первом случае она с относительно высокой точностью выпускает очереди по три патрона, а во втором игрок может расстрелять во врага всю обойму, но разброс при этом будет ОЧЕНЬ большим. И так с почти каждым видом оружия - отлично прорисованные модели, хорошо продуманное "поведение" пушки и великолепное, по-настоящему футуристическое звуковое оформление. Чего стоит один только Fusion Rocket Launcher!.. Единственное, что оставило неприятный осадок - это гранаты. То, что в Red Faction зовется гранатами, скорее напоминает сигнальные шашки. Право, господа, это несерьезно. Зато рэйлган, альтернативный режим использования которого позволяет смотреть сквозь стены (а точнее, обнаруживать живых противников по их тепловому излучению), великолепен - эта пушка не раз спасет вам жизнь, особенно при игре на высоком уровне сложности.
И наконец, последняя положительная черта Red Faction - транспортные средства. Всего вам по ходу развития сюжета встретятся пять видов техники - самоходная бурильная установка (куда же без нее в игре про шахтеров?), субмарина, джип с пулеметом, футуристическая БМП и истребитель. И опять же, как и в случае с оружием - модели техники, их поведение и управление ими сделаны любовно и со вкусом. Особенно поражает баланс между управлением и физикой транспортных средств. Когда в одной из миссий садишься с компьютерным напарником-водителем в джип и несешься по каньону, отстреливая всех противников из пулемета, установленного на заднем сидении, возникающие чувства можно назвать разве что полным восторгом! На всех ухабах джип трясется как настоящий, его даже заносит на поворотах, но при этом стоит самому сесть за руль... Управление техникой простейшее, и, пожалуй, единственно правильное в рамках жанра. А скоротечность всех эпизодов, где игроку позволено использовать технику - еще один плюс Red Faction. В конце концов, долгое плавание на медлительной субмарине могло бы и надоесть…
С достоинствами Red Faction покончено, остались одни недостатки. Их на самом деле три - графика, уровни и искусственный интеллект. Что касается визуальной стороны игры, то здесь все понятно - ведь Red Faction портировался с приставки. Соответственно, мы имеем полный набор минусов - и туман вдали, вследствие ограниченного Z-буфера, и "игрушечное" освещение, и простенькие модели, и невразумительные текстуры… Больше всего поражает дерганая анимация всех без исключения персонажей - казалось бы, именно на приставках движениям героев традиционно уделяется самое пристальное внимание. Ан нет - все охранники "Алтора" и кровожадные наемники передвигаются так, будто перебирают ногами в воздухе. Мало того, что это неубедительно - это еще и раздражает. Кроме того, зачастую возникают совершенно мрачные глюки с NPC. Скажем, в миссии, где вы тайком пробираетесь в самое сердце "Алтора", можно увидеть такую картину - в одном из рабочих кабинетов девушка и ее босс, которые должны по сценарию стоять и мирно беседовать, в буквальном смысле слова "сливаются в экстазе", образуя совершенно невероятную картину - эдакого футуристического гермафродита. А немногочисленные странные твари, рожденные в результате экспериментов доктора Капека, сделаны настолько блекло, что язык не поворачивается даже назвать их монстрами. Так, мелюзга надоедливая. С игровыми уровнями все совсем плохо - одни все однообразны, прямолинейны (три первых уровня, которые мы видели в демке - едва ли не единственные, где можно свернуть в сторону и все равно добраться до нужного места) и оформлены на редкость убого. Даже великолепно бьющееся стекло не скрашивает картины - попробуйте поплескаться в воде, и вам сразу станет плохо от местных "капель".
Финальный "гвоздь" - это, без сомнения, противники в целом и их поведение в частности. Хотите - верьте, хотите - нет, но на протяжении всей игры 90 процентов врагов - это охранники корпорации "Алтор" и (впоследствии) кровожадные наемники. При этом, как говорится в известной рекламе, "все - одинаковые"! Нет, правда - различия во внешнем виде бойцов "Алтора" скорее угадываются, чем просматриваются, а разница в поведении заключается лишь в повышенной меткости и агрессивности наемников. А вызывающие оскомину "хитрости" супостатов, вроде жалобных выкриков "Не стреляй, я не вооружен!" с последующей атакой игрока, будут преследовать вас на протяжении всей игры. Надоедает? Не то слово. Парочка жалких "отходов научно-исследовательской деятельности" в виде паучков и тупейшие гигантские черви - вот и все разнообразие монстров Red Faction. Картину могли бы исправить различные роботы и сторожевые флаеры, но к сожалению, и те, и другие, появляются на пути Паркера всего лишь несколько раз…
Таким образом, можно подвести итог - Red Faction явно не оправдал возложенных на него ожиданий. Вместо революции в жанре мы получили обычный шутер от первого лица, с однообразными противниками, прямолинейными уровнями и невразумительной графикой. Однако не все так плохо - если вы поклонник этого жанра, то вам наверняка понравится динамичный игровой процесс, замечательно сделанные транспортные средства и явно позаимствованные из Half-Life диалоговые перипетии. Но назвать Red Faction однозначно хорошей игрой нельзя - всего лишь еще один разрекламированный шутер, обманувший наши надежды.